Музей боевой и трудовой славы был открыт 5 ноября 1967 года к 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции по материалам поисковой работы красных следопытов средней школы №2 под руководством А. Н. Ивицкой. Новый музей привлёк внимание и живой интерес всех учащихся школы и города, учителей и руководителей школ, родителей, гостей, комсомольских работников области.
Известно, что школьные музеи создаются и работают не по приказу директора. Находятся неординарные личности из учителей, которым, кроме ежедневных уроков, проверок тетрадей, ведения классной документации, проведения классных, родительских собраний, заседаний педсоветов и многого другого, ещё нужна живая работа с детьми, желание пробудить их интерес к окружающей жизни, приобщить к общественной деятельности. А.Н.Ивицкая как раз обладала такими качествами.
Созданию музея благоприятствовала и общественная обстановка в стране: наступившая «оттепель» снимала жёсткие регламенты и в народном образовании, нацеливала на вовлечение школьников в изучение нашего героического прошлого. И это было сделано вовремя: ещё живы были первые организаторы Советской власти, участники гражданской войны, первые щигровские комсомольцы, ударники мехзавода и фосрудника, трактористы первой МТС, ветераны-фронтовики… Следопыты вели переписку с архивами, отыскивали освободителей Щигров, участвовали во встречах с воинами 283 СД, 121 СД, 179 ОЗАД, ходили по местам боёв, линии фронта 1941-42 гг. Надо было не только собрать, записать, сфотографировать, изучить и сохранить эту живую родную историю, но и сделать её достоянием всей школы, города, района, чтобы эта история работала: расширяла кругозор, пробуждала гордость за трудные и славные дела старшего поколения, побуждала к добрым стремлениям и поступкам на благо людей, формировала гражданские качества.
В школьной летописи отражены многочисленные формы работы музея разных поколений её активистов по обнародованию щигровской истории, открывающейся перед ребятами. Всего и не перечислить. Тут и школьные вечера, и линейки, и выставки, и музейные экскурсии, и газетные публикации и многое другое. И прежде всего – работа по увековечиванию этой истории для будущих поколений.
В музее хранится объёмный том воспоминаний ветеранов Великой Отечественной, записанных пионерами-шефами. Не менее солидный том «Война и дети» - это записи ребят 3-6 классов рассказов бабушек и дедушек о своём военном детстве в оккупации. По инициативе ребят был открыт бюст А.П. Гайдара на средства, заработанные самими школьниками. В вестибюле школы установлены мемориальные доски с именами учителей-фронтовиков и выпускников школ города 1941г. Могила лётчиков 221 АП АДД возникла не только в результате упорных поисков, но и труда ребят по её оборудованию. Вся школа принимала участие в сборе средств на строительство часовни – памятника всем погибшим за Родину щигровцам, на создание Прохоровского мемориала.
Многолетняя работа музея – это труд его руководителей ( Ивицкая А.Н., Селиванова И.Т., Зайцев М.В., Маслова Н.М., Полковникова О.А.), нескольких поколений следопытов, экскурсоводов, корреспондентов. Это постоянное пополнение его экспонатов, документов. Это отпочкование других музеев: А.П. Гайдара, «Факел», истории школы. Наш краеведческий музей города вырос на его фондах, конечно позже многократно расширенных.
Опыт работы музея освещался в районной, областной и центральной прессе, изучался и распространялся через всевозможные семинары, слёты, конференции, проводимые для руководителей школ, комсомольских и идеологических работников, работников школьных музеев района, области и центральных областей. Школа стала базовой ИУУ и ОСЮТ по музейной работе. Следопыты и активисты музея рассказывали то своих делах на Всероссийских слётах в Москве, Куйбышеве, Пскове, Свердловске, Ульяновске.
Надо особо отметить роль комсомольской и пионерской организаций, вовлекавших в музейную работу целые классы, поручая им вести поиск по предложенным темам. И работа эта была тем успешнее, чем целенаправленнее и умнее её организовывали классные руководители: Стародубцева Е.И., Сапронова С.Н., Прохорова О.Н., Ионова Л.П., Степанова А.Л., Шебанова Ю.П., Разумова В.И.. Особая роль принадлежала старшей вожатой Кузюро В.Н., художнику-оформителю Телегину Л.И..
В постсоветское время обстановка круто изменилась. Наши бывшие союзники по антигитлеровской коалиции и освобождённые Красной Армией от фашизма страны Европы взяли курс на дискредитацию роли СССР и России в Мировой Истории, очернение её славы и Побед, великого вклада в мировую культуру, чтобы предать забвению и вычеркнуть из истории, как гуннов, готов, половцев. Успех их политики в оболванивании нашей молодёжи объясняется их поддержкой нашими СМИ. Почти все фильмы о войне с фашистами – это не прославление подвигов, самопожертвования, великой освободительной миссии нашего народа и армии, а выпячивание трагических сторон войны 1941г., ошибок военачальников, лишений и страданий, смакование тёмных и тяжёлых страниц: штрафбаты, предатели, пленные. Наши недруги-враги понимают, что для победы надо, прежде всего разоружить противника морально, духовно, а значит, надо высмеять патриотизм, заставить стыдится его, вооружить подростка цинизмом, только потребительским отношением ко всему.
Сокращается количество часов по гуманитарным предметам, давно выброшены из школьной программы патриотические произведения: «Сын полка», «Молодая гвардия», «Повесть о настоящем человеке». Школа обязана только оказывать так называемые «образовательные услуги».
В это дикое время школа сохранила свои музеи. Наши учителя понимают, что интерес к истории своей Родины, желание её блага, силы, величия надо развивать с первого класса,- и в этом пока надежда на наше возрождение. С такими целями и приступил к работе в новом учебном году новый руководитель музея Полковникова О.А., продолжая лучшие традиции его многолетней деятельности.